ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ

«Чтобы действие было успешным, необходимы два условия:
1. Правильное определение конечной цели действия.                     
2. Правильное определение способа достижения конечной цели».
Аристотель

      Культура приобретается каждым человеком двумя путями: через подражание и обучение. Первый путь исторически первый и доминирующий как у представителей нового поколения, так и старого. Этот путь является естественным, но в информационную эпоху как экстенсивный является бесперспективным на уровне общего образования, так как задача общего образования заключается в подготовке человека к эффективной по затратам адаптации в быстроменяющейся социальной среде. Обучение есть процесс приобретения культуры не через приобретение деятельности целиком как при подражании, а поэлементно. А при обучении учиться, что является особо значимым в информационную эпоху, в свою очередь основой является умение выделение таких элементов и нахождение их в любом частном случае.
      Можно получить знания не получив способностей, ориентируясь лишь на внешние признаки явлений, не научившись мыслить.
      Мышление – есть процесс сравнения. Необходимо помнить, что мышление, как и познание, может быть разнотипным. Потеря мыслительной способности научного типа приводит к вытеснению его мыслительным процессом ненаучного типа, понятийный уровень замещается образцовым.
      Чаще всего отказ от разрешения задачи связано, во-первых, с потерей мыслительной способности научного типа – недостаток информации или неумение ее произвести из-за отсутствия знаний о сущности явления и, во-вторых, отсутствием образца.
      Почему ученик решающий типовые задачи отказывается от разрешения оригинальных?
      Это можно объяснить, если исходить из двух уровней мышления — знакового, символического и развернутого, наглядно-образного. Первый уровень реализуется в нормальных условиях, когда мыслительная деятельность осуществляется с информационной моделью. Информационная модель — совокупность информации, поступающей из условия задачи. В уме ученик держит информационною модель. Язык символов информационной модели позволяет быстро принимать решения в алгоритмизируемых ситуациях. В другом крайнем случае (второй уровень мышления), когда задача оригинальная и нельзя прибегнуть к известным алгоритмам, ученик вынужден по символической информационной модели построить в сознании развернутый образ реальной обстановки. Проблема заключается в том, что ученик воспринимает информационную модель как образец и не может перейти на второй уровень мышления (работа по образцу не требует мышления).
      Таким образом, цель обозначена - научить ученика создавать информационную модель, что позволит ему работать на двух уровнях мышления.
      Любая активность есть действия направленные на удовлетворение потребности, то есть либо устранение некоторого дискомфорта, либо получения удовольствия. Причем эту потребность можно предвидеть и таким образом определять задачу из ожидания потребности. Потребности можно и формировать исходя из знания психологии личности. Здесь важно использовать такую потребность как любознательность. Само слово любознательность несет смысл с одной стороны забота о знании, но с другой стороны и знать о знании или «как это узнать?». Учение в системе среднего образования должно быть научением решать познавательных задач, то есть научением как разбивать сложный объект на элементы.

А. Клевцов



   На главную страницу
Сайт управляется системой uCoz