О системе Гальперина

   Знания можно передать только тогда, когда ученик их берет, то есть выполняет определенные действия с ними.
   Действие всегда целенаправленно. Действие состоит из последовательности операций.
   Для достижения цели необходимо учитывать всю систему условий, которая объективно необходима (ориентировочная основа действия). От содержания ориентировочной основы познавательных действий зависит емкость формируемых приемов.
   Элементы действия выполняют три функции: ориентировочную, исполнительную, контрольно-корректировочную. Главной является ориентировочная функция – процесс использования ориентировочной основы действия (анализ условия, составление плана работы).
   Чисто исполнительские действия по возможности должны быть исключены.

   Цели обучения    Учитель должен знать, для чего нужны ученикам данные знания (определение задач, при решении которых этот материал будет использоваться учениками).
   С помощью задач определяются познавательные действия, в которых ученик должен использовать данные знания.
   Необходимо указать в какой форме, с какой скоростью, с какой мерой обобщенности должны научиться выполнять выделенные познавательные действия учащиеся.
   Условие    Исходный уровень познавательной деятельности доведен до необходимого.
   Формирование мотивации    1)через усвоение учащимися общественного смысла учения (мотив должен быть действенен, постепенно изменяться к общественнозначимому);
   2)через деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его (мотивация процессом обучения; ведение таблицы знаний и умений по изучаемой теме, которыми должны овладеть учащиеся, с самостоятельной отметкой что знают, что не знают, в чем сомневаются; введение проблемы – проблема должна быть субъективна для учащихся; соревновательность).
   Ознакомление учащихся с формируемой деятельностью    Учитель должен объяснить введенные знания, а ученик понять их. Обоснованный выбор вида объяснения и планирование вида понимания.
   Отбор умений, необходимых для работы с формируемыми знаниями, выявление состава действий, входящих в эти умения и раскрытие их перед учащимися.
   Представление содержания формируемой познавательной деятельности во внешней материальной или материализованной форме (раздаточный материал; на моделях должны быть отражены основные действия и последовательность их выполнения – проговаривание – метод работы парами со сменой ролей контроля и исполнителя).
   Организация работы учащихся    Учитель управляет процессом – контроль деятельности учащихся, помощь нуждающимся.
   Ученик должен научится выполнять показанное учителем действие - процесс усвоения – это выполнение учащимися определенных действий, процесс решения с их помощью определенных задач (от взаимодействия с вещами к формированию образа).
   Требования к содержанию и форме заданий    Система задач по учебной карте с ориентировочной основой действий. Задание должно ориентироваться на формируемую деятельность.
   Форма задания должна соответствовать этапу усвоения (выполнение действий в материальной или материализованной форме – руками, проговариваются; внешнеречевые действия – по словесным описаниям – задания трех типов: с положительным, отрицательным и неопределенным ответом – в парах; выполнение действий во внешней речи про себя - самостоятельно; умственные действия – самостоятельно, без опоры)
   Обратная связь и коррекция    В начале усвоения необходимо контролировать все ли операции выполняет ученик (выполняет ли ученик то действие, которое намечено; правильно ли его выполняет).
   Соответствие формы действия этапу усвоения.Соответствие необходимому качеству действия.
   Частота контроля определяется этапом усвоения (1 – пооперационный, 2 - за каждым выполняемым заданием, 3 – по требованию ученика или при наличии систематических ошибок). Обучение коррекционным действиям – пооперационный контроль (повторить решение сначала, контролируя каждую операцию).
   Итоги этого контроля не оцениваются.
   Итоговый контроль    Главное требование – соотнесенность содержания заданий с целями обучения.
   Соответствие заданий тому, что намечено проверить (основное содержание проверяемого раздела, использование специфических и общедеятельностных приемов, предусмотренных целями обучения). Результаты контроля должны быть устойчивыми.
   Оценка результата итогового контроля    Оценка зависит от цели обучения (одни и те же показатели усвоения при задании разных целей должны быть оценены разными баллами). Условия объективности обоснованности оценки:
   1. указание всех характеристик знаний и умений обучения. Которые должны контролироваться. Наличие обоснованных заданий отвечающим условию получения дифференцированного показателя (уровень узнавания, воспроизведения, применения знаний в привычных условиях, применения знаний в новых условиях).
   2. при контроле той или иной характеристики усвоения, при одних и тех же целях обучения и одних и тех же результатах контроля выставляется одно и то же количество баллов.
   Суммарная оценка успеваемости должна слагаться на основе общепринятых норм учета значимости оценок всех контролируемых характеристик усвоения (при учете цели обучения).


   На главную страницу
Сайт управляется системой uCoz