Как не надо учить

       Каждому, кто активно пользуется компьютером, приходилось сталкиваться с ситуацией поиска нужной информации, которая складывается, если хотя бы неделю не систематизировать новые файлы. С человеческой памятью происходит аналогичное – память начинает «подводить». Но, увы, память не подводит (она никуда не исчезает). Подводим мы сами себя, перекармливая свою память неструктурированными сведениями. Вот так, сведения занимают ограниченную по объему память, а взять их нельзя – утерян путь.
       С таким подходом сталкивается человек и в школе – накормить сведениями, даже если не имеет потребности, зачастую без всякой внутренней структуры (при разложении бихромата аммония образуются …., соляная кислота на воздухе дымится, и так далее, и т.п.). Еще можно услышать: «Как же так, выйдет из школы и не узнает этого (или того)?». Почитайте у Н.Лескова «Детские годы» ( хотя и не систематические сведения получите, но движение мысли). Культурное содержание устаревает и, иногда, очень быстро, а движение продолжается. Новое поколение должно стать самим собой, но для этого ему необходимо стать частью человечества. Новое поколение создаст новое содержание культуры, продолжая движение, но это движение ему надо передать. Таким образом, можно прийти к выводу, что задачей образования является приобщение нового поколения к творческому потоку, в том числе и через приобщение к методу научного мышления.
       По словам Л.Толстого: «Учителю кажется легким самое простое и общее, а для ученика только сложное и живое кажется легким». Поэтому надо и идти от простого для ученика к простому для учителя – от наглядно-конкретного к логически простому и абстрактному. То есть систематическому курсу всегда должен предшествовать пропедевтический. При этом понятие концентров не обозначает повторение одного материала в разных объемах, но качественно другое обучение.
       Прежде всего, необходимо развить мышление. При этом необходимо исходить из практически конкретного, того, что окружает ученика. Развив, таким образом, мышление, научив некоторым логическим приемам, умению абстрагироваться, можно переходить к систематическому курсу. В систематическом курсе рассматривается действительно система как совокупность взаимодействующих элементов таким образом, чтобы частности не закрывали системность.
       На этом общее обучение равное для всех заканчивается.
       Завершающим этапом общего (но не одинакового для всех) обучения должно быть усвоения метода научного мышления как деятельного знания, то есть с умением им активно владеть (то есть «творчески»).

А. Клевцов

      В работе использованы идеи С.И.Гессена, изложенные им в книге «Основы педагогики».

      P.S. Можно было уже заметить, что речь идет об обучении. Образование есть процесс более емкий: воспитание и обучение. Воспитание при этом стоит на первом месте



   На главную страницу
Сайт управляется системой uCoz