Чем трудна творческая работа?
Прежде всего, постановкой задачи. Но, напомнив себе, что задача есть сочетание цели и условий, всегда можно сформулировать задачу.
Итак, что известно?
Смесь содержит 15% сахара. Смеси взято 40 граммов.
Какова цель?
Определить какова масса компонентов в этой смеси.
В науке есть два подхода: теоретический и экспериментальный. Основное преимущество научного знания в возможности предсказать результат. Попробуем это сделать.
Сопоставляем данные:
в 100 г смеси содержится 15 г сахара,
в 40 г - Х г.
Величины 100 г и 40 г однородные – это массы смеси. Величины 15 г и Х г также однородные – это массы сахара. Можно составить два отношения и приравнять их. Получится пропорция, которая прочитается так: «100 г во столько раз больше 40 г, во сколько 15 г больше Х г»
100г/40г=15г/Хг.
Используя свойство пропорции: «произведение крайних членов равно произведению ее средних членов», найдем неизвестное
100г*Хг=40г*15г
Х(г)= 40г*15г/100г=6г.
Теперь можно пойти путем эксперимента, ведь у научного способа познания есть еще одно свойство – проверяемость.
В качестве вывода можно привести общую схему рассуждений выражения состава смеси в процентах по известны массам.
Такой путь познания понятия массовой доли является предельно наглядным и задействует первичный для ученика канал восприятия – кинестетический.
Необходимо помнить, что заложение фундамента является самой ответственной частью любого строительства и поэтому не следует спешить и экономить.
А. Клевцов