Copyright:  Собственность сайта www.school-108.narod.ru

Этапы анализа художественного текста.

 

 

  1. Темаосновное жизненное явление изображенное  в тексте.

      Идея – отношение автора к происходящему явлению. К идеям можно обратиться и                            в конце анализа художественного текста.

           Проблематика – второстепенный круг вопросов, затронутых в произведении.                                      Типы  тем: исторически конкретная тема, "вечная" тема.

           Конфликт.       Типы конфликтов: внешний, внутренний.

 

2.      Художественные детали.

Деталь как микрообраз и как составная часть художественного образа. Детали внешние и психологические. Детали – символы.

Функции художественной детали:

Портрет.   Разновидность портретной характеристики: портрет – описание, портрет – сравнение, портрет – впечатление, психологический портрет. Символизация и индивидуализация портретной характеристики.

Пейзаж.  Функция пейзажа: пейзаж как место действия, пейзаж как средство создания определённого настроения, пейзаж как действующее лицо художественного текста, психологический пейзаж, социальный пейзаж.

Мир вещей в литературе. Вещь как характеристика человека, отражение в мире вещей социальной среды и эпохи. Символизация и индивидуализация вещных деталей.

 

3.      Композиция.

Внесюжетные элементы художественного текста (авторские отступления, философские рассуждения, рассуждения о красоте природы, рассуждения о любви, исторические рассуждения.)

Композиция системы художественных образов.  Композиция художественной речи. Композиция художественной детали. Композиция художественного времени. Композиция художественного пространства.

             Опорные точки композиции.

 

Типы композиции художественного текста.

 

1.      линейная (Тургенев "Отцы и дети")

2.      параллельная (Толстой "Война и мир")

3.      кольцевая (Гоголь "Мёртвые души")

4.      рамка в рамке (Шолохов "Судьба человека")

5.      тип художественной инверсии (Лермонтов "Герой нашего времени")- это композиция, когда нарушается хронологическая последовательность событий и их причина следственной связи.

6.      монтажная (Агата Кристи) – возникает с появлением кинематографа.

 

4.      Сюжет.

Жизненная основа сюжета.

Элементы сюжета: завязка, развитие действий, кульминация, развязка.                                 

 Типы развязок:  полная , неполная.

1.      Пролог – часть произведения, в которой герой изображен задолго до развития сюжета; часть произведения, в которой рассказывается то, о чём пойдет речь в художественном произведении.

2.      Эпилог – заключительная часть произведения после развязки.

3.      Экспозиция – дается в начале произведения, в неё входят все эпизоды до развязки (Грибоедов "Горе от ума", все эпизоды до появления Чацкого).

4.      Апофеоз – заключительная часть произведения, в которой прославляется герой (Лермонтов "Песнь о купце Калашникове").

5.      Фабула – это композиция сюжета или последовательность событий в произведении (Лермонтов "Герой нашего времени" – нарушение хронологии события).

6.      Коллизия – важные социальные противоречия.

7.      Интрига – противоречия по частным личным вопросам.

5.      Художественная речь и её анализ.

Речь как способ создания характера: диалоги, монологи, повествования и их соотношения в художественном произведении.

Иносказательность художественной речи: тропы и их разновидности.

Выразительные средства: устаревшие слова, неологизмы, диалектные слова.

Тропы:

1.      Сравнение – троп, основанный на сопоставлении предметов или явлений,  имеющих общие сходные особенности.

2.      Метафора – скрытое сравнение.

3.      Олицетворение – разновидность метафоры, перенос человеческих качеств на неодушевлённые предметы.

4.      Метонимия – троп, основанный на замене подменного названия предмета или явления другим неразрывно связанным в нашем сознании с представлением об этом предмете или явлении. (Класс шумит, зал аплодировал)

5.      Синекдоха – разновидность метонимии, в которой целое заменяют частью, множественное единство (По улице шли серые шлемы…).

6.      Эпитет – поэтическое определение. Виды эпитетов: 1) живописный, 2)эмоциональный, 3)оксюморон (Когда определение противоречит определяемому слову.  Например: живой труп, страшно красивый), постоянные в фольклоре (серый волк, красная девица). 

7.      Ирония – насмешливое название предмета или насмешливое обращение к ч. - л. или к. – л.

8.      Сарказм – злая ирония.

9.      Гипербола – преувеличение.

10.  Литота – преуменьшение.

11.  Перифраз – это троп, когда одно понятие заменяется несколькими словами(уйти под гробовые своды -  умереть).

12.  Эвфемизм  - использование в тексте более нормативной литературной лексики, которая заменяет более грубую ненормативную ругань.

Поэтический синтаксис(синтаксические фигуры).

1.      Инверсия – нарушение обычного порядка слов в предложении(когда определение стоит после определяемого слова)

2.      Анаколуф – нарушение согласования слов в предложении, часто используются для передачи иностранной речи.

3.      Анафора – употребление одних и тех же словосочетаний, слов, звуков в начале стихотворных слов или предложений, идущих друг за другом в художественном тексте.

4.      Эпифора – использование одних и тех же словосочетаний, слов, звуков в конце стихотворных слов или предложений. 

5.      Стык – когда стихотворная срока или предложение заканчивается одним и тем же словосочетанием, словом, а другая начинается с этого же словосочетания или слова

6.      Бессоюзное – придаёт художественной речи динамику.

7.      Многосоюзие – многократное использование одних и тех же союзов, придаёт художественной речи плавность, медлительность, используется для торможения художественного действия.

8.      Эллипсис – намеренный пропуск слова, которое легко восстановить в тексте (он взял, а дальше никого).

9.      Градация – употребление слов, особый их порядок, когда их признаки либо увеличиваются, либо уменьшаются.

10.  Параллелизм – когда друг за другом идут одни и те же конструкции(молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт).

11.  Хиазм – обращённый (обратный) параллелизм (АВ – В,А,). (Нас было четыре сестры – четыре сестры нас было).

12.  Умолчание – фигура, которая помогает читателю самому догадаться о том, что не договаривает автор

13.  Риторика – риторический вопрос (вопрос в форме утверждения, не требующий ответа), риторическое обращение (Украина! Мать родная…), риторическое восклицание (одно слово выделяется в тексте – восклицательной интонацией).

14.  Антитеза – фигура, основанная на резком противопоставлении, строится с помощью антонимов ("Твои пленительные очи Яснее дня, чернее ночи…"  А.С.Пушкин).

 

Поэтическая фонетика.

 

1.      Аллитерация – намеренное употребление в тексте одних и тех же согласных звуков.

2.      Ассонанс – намеренное употребление в тексте одних и тех же гласных звуков.

3.      Звукоподражание – подражание звукам природы.

 

Специфические выразительные средства.

1.     Устаревшие слова  (вежды, ланиты, персты, очи) – предают речи торжественность или используются для создания исторического колорита

2.     Неологизмы – слова, созданные автором и используемые им в художественном тексте.

3.     Диалектные слова – слова, используемые в определённых местностях.

 

6.Специфика художественного образа.

 

Образ человека, как художественная реальность, но не тождественная её.

Тип – преобладание наиболее общего, чаще встречающегося.

Характер – преобладание индивидуального.

Герой – персонаж, выступающий в художественном произведении как носитель эстетических идеалов, утверждаемых писателем и конкретно показанных в его произведении, в духовном мире, в отношении к людям в зависимости от исторической обстановки и общественной позиции читателя.

Образ – индивидуальность, несущая в себе обобщенное начало.

Персонаж – любое действующее лицо в художественном произведении.

Действующие лицо художественного произведения.

Внесценический персонаж.

 

Способы типизации.

 

1.      Обобщение черт многих людей (Печорин).

2.      Посредством заострения особенностей, общих для многих, вплоть до нарушения  правдоподобия (Плюшкин).

3.      Отражаются особенности одного прототипа (Чапаев).

4.      Обобщение черт одного прототипа и обогащение его чертами других прототипов (Горький "Мать", образ Ниловны).

 

Способы создания художественного образа:

1.      биография

2.      портрет

3.      поступки

4.      мировоззрение

5.      речевая характеристика

6.      авторская характеристика и характеристика персонажами

7.      самооценка

Виды образов.

Персонажи(образы животных, людей, фантастические персонажи: МУ-МУ, Демон, Печорин); 2) пейзаж; 3) интерьер (персонификация – явлениями природы и вещам придаются свойства персонажей); 4) лирический герой (обобщённый образ автора, который воплощает чувства, переживания человека без обстоятельного показа отдельной личности) в лирических и лироэпических жанрах; 5) образы – символы и аллегории воплощают в конкретном образе более абстрактную, широкую идею (Дуб – символ вечности жизни; аллегория – Крылов "Волк на псарне", Волк – Наполеон, ловчий - Кутузов).

Образы, персонажы:

1.      По содержанию, по эмоциональному воздействию на читателя: а) героический образ("Данко", "Старуха Изергиль"); б) комический образ (юморист, сатирический; кот Бегемот, Хлестаков);                                                                                                                       в) трагический образ (герой вступает в неразрешимые противоречия и погибает; Гамлет, Катерина);                                                                                        г) гротескный образ (Градоначальник, глава "Органчик"); д) фантастический, мифологический образ (Прометей, Зевс, Афродита, Геракл).

2.      Образы персонажей по композиции: а) динамичные (изображены в развитии); б) статичные (не подвергаются изменениям)

Образ автора, повествователя, рассказчика.

 

7. Анализ художественного произведения в аспекте рода и жанра.

 

Роды

Эпособъективный  род литературы.

ЛирикаСубъективный род литературы.

Драма-объективно-субъективный род литературы.

Х-ка

Роман – эпический жанр, большого

объема. В центре судьба целого народа. Сюжет разветвлён.

Ода – стихотворение восторженного характера, в честь какого либо лица.

Трагедия - жанр драматургического произведения, в основе которого неразрешимый конфликт, предопределяющий трагический финал

Повесть – эпический жанр средней формы. В центре судьбы нескольких или одного героя.

Элегия – лирическое стихотворение, передающее глубоко-личные, интимные переживания.

Темы: созерцания природы, сопровождающие философскими раздумьями.

Комедия - действуют представители низших сословий. Характерны ситуации и действия представляются в смешной форме. Предопределен счастливый финал.

Рассказ – эпический жанр малой формы. В центре случай из жизни одного или нескольких героев.

Стансы – стихотворение на философскую тему.(каждое четверостишье законченное предложение)

Драма - изображение личности в её драматических отношениях с обществом.

Новелла – эпический жанр малой формы. Отсутствует описать, нет композиционной строгости. В центре случай, парадоксальный финал.

Эпиграмма - краткое стихотворение, высмеивающее кого- либо.

Водевиль - вид комедии. Пьеса развлекательной направленности и занимательной интригой.

 

Эпитафия - надгробная надпись, часто сочиняется в стихотворной форме.

Трагикомедия.

Сатира - обличительный жанр лирики.

Мелодрама

Дифирамб

Катарсис - очищающая сила воздействия на читателя. Душевное очищение через страдания.

Поэтический памфлет.

 

Лироэпические жанры:

Поэмы – крупное многочастное произведение с сюжетно повествовательной организацией.

Басня -  короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированной моралью, нравоучением

Баллада-стихотворение с усиленной эмоционально экспрессивной окраской

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.      Анализ литературного произведения в исторически культурном контексте, в контексте творчества писателя.

Анализ произведения в его связях с различными сферами соц-истор действительности, влияние исторической и культурной ситуации на формирование содержательных особенностей художественного произведения.

 

 

    I. Идейно-тематическое       II. Функции художественной          III. Сюжетно             IV. Анализ

    своеобразие текста.                 детали.                                          композиционное          художественной

                                                                                                                  своеобразие.                 речи.

 

 

 

 

 


Анализ художественного текста

 

 

 


V. Способы создания             VI. Анализ                                VII. Произведение         VIII.  Произведение в

художественного образа.     художественного                    в исторически              контексте творчества

                                                 произведения в                           культурном                  автора.

                                                  аспекте рода и жанра.            контексте.

 

 



   На главную страницу
Сайт управляется системой uCoz